НАРОД
– «ВОИТЕЛЬ ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ»
Везде,
где проходили отряды завоевателей, археологи находили запустевшие города и
селища, погребенные под слоем пепла. Под обгорелыми развалинами покоились
останки погибших людей. Многие поселения, разрушенные во время нашествия Батыя,
уже не восстанавливались.
Последний
крупный город, разрушенный монголо-татарскими завоевателями во время этого
похода, — Галич. Он был «взят копьем» после трехдневной осады и буквально стерт
с лица земли. Урон, нанесенный Галичу монголо-татарами, был так тяжел, что
город надолго утратил свою прежнюю политическую роль. Княжеский двор и дружина
переехали в город Холм, который стал новой столицей княжества.
Весной
1241 года монголо-татарские полчища перешли границу Руси и вторглись в Польшу,
Чехию и Венгрию. Народы этих стран тоже попали под удар страшных степных
завоевателей.
Батыево
нашествие, которое сопровождалось опустошением огромных территорий и
неисчислимыми человеческими жертвами, оставило глубокий след в памяти народной.
Его события нашли отражение в сложенных народом былинах, сказаниях, песнях,
пословицах. Это было время страшного народного бедствия и одновременно время
героических подвигов в борьбе за независимость своей Родины.
Княжеские
и церковные летописцы, довольно подробно описывающие события нашествия Батыя,
почти ничего не говорили о роли народных масс в борьбе с монголо-татарскими
завоевателями. Борьба с монголо-татарами представлялась ими исключительно как
дело князей, «святых мучеников» и «страдальцев», или духовенства, которое
своими молитвами якобы обеспечило «божью помощь». Такое преувеличение
«подвигов» светских и духовных владык в летописях вполне объяснимо. Летописные
своды составлялись, как правило, при дворах князей или в монастырях, и
летописцы попросту выполняли волю своих хозяев. В действительности поведение
князей и духовенства во время нашествия никак нельзя назвать героическим.
Феодалы, занятые междоусобными войнами и своими узкими
вотчинными интересами, оказались не в состоянии объединить и возглавить
народные массы для отражения нашествия. Даже после разгрома монголо-татарами
Волжской Булгарии, который был прямым предупреждением о готовящемся нападении,
в Северо-Восточной Руси не заметно никаких попыток объединиться для отпора
врагу. Поэтому, когда началось нашествие, монголо-татарское войско имело возможность
разбивать поодиночке немногочисленные дружины отдельных русских княжеств.
Ни
один из северо-восточных князей, в том числе и великий князь Юрий Всеволодович,
не пришел на помощь Рязани, которая вынуждена была биться с огромным войском
Батыя один на один. В результате храбрые рязанские дружины погибли в неравном
бою «у пределов Рязанских», открыв завоевателям дорогу в глубь русских земель.
В
свою очередь, когда наскоро собранные владимирские полки были разбиты под
Коломной, а великий князь уехал из своей осажденной столицы в глухие заволжские
леса и начал лихорадочно собирать в стане на реке Сити войско, другие князья
явно не торопились посылать дружины своему «брату старейшему». Не пришла помощь
даже из близлежащего сравнительно безопасного Новгорода, где княжил брат
великого князя — Ярослав Всеволодович. Войско Юрия Всеволодовича было окружено
и погибло в жестокой битве. Батый, не опасаясь больше внезапного нападения с
севера, разделил свои полчища на мелкие отряды и широким фронтом, «облавой
туменами» опустошил большую часть Северо-Восточной Руси. Близорукая,
своекорыстная политика феодальных правителей облегчала монголо-татарам
завоевание русских земель.
Поистине
позорным было поведение во время нашествия духовных феодалов — митрополита и
многих епископов. Как правило, они бросали свою «паству» на произвол судьбы и
бежали при приближении врага в безопасные места. Пример подал глава русской
церкви митрополит Иосиф, грек по происхождению. Он исчез накануне нашествия и
больше не появлялся. Видимо, он уехал на родину, в Грецию, подальше от
татарских сабель. Безнал неизвестно куда при приближении монголо-татар и
рязанский епископ.