Монголо-татарское нашествие
   
Предисловие
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Послесловие
 

НАРОД – «ВОИТЕЛЬ ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ»

В отличие от церковных и княжеских летописцев народные былины в описании «татарских наездов» прямо противопоставляли две силы, классовый характер которых не вызывает сомнений. Князья, бояре и купцы, как правило, боялись выступать против «злого татарина», покорно ждали гибели. И наоборот, народ, народные массы, которые олицетворялись в былинах в образах богатырей, смело шли в бой и, несмотря на противодействие знати, разбивали врагов.

Вот как, например, говорится об осаде Киева «царем Батыгой» в известной былине «Василий Игнатьевич и Батыга». К стольному городу подошел с несметной силой «царь Батыга» и потребовал от князя: «Дай-ко мне из Киева поединщика!» Закручинился князь, запечалился, поразъехались богатыри по разным землям, некому оборонять Киев от врагов. Ни бояре, ни воеводы не смогли дать князю совета, как разбить «царя Батыгу». В этот трудный момент только самые «низы» киевского населения, «голи кабацкие» (как их называет былина), пришли на помощь князю. Они рассказали ему, что «у нас есть Василий, сын Игнатьевич, и может с Батыгой поправиться» (потягаться). Князь нашел Василия Игнатьевича «в кабаке на печи» и уговорил выйти на защиту Киева. Военной хитростью и смелостью Василий Игнатьевич побеждает врага. «Царь Батыга» в страхе бежит от Киева.

В другой русской былине — «Илья Муромец и Калин-парь» — Киев спасает от врагов богатырь Илья Муромец, в образе которого олицетворялись любовь к Родине, храбрость и сила народа. В былине рассказывается, как Калин-царь (Батый) «подъехал под Киев-град со своими со войсками со великими». Киевский князь в страхе «роняет слезы горючие» — ведь нет никого, кто бы мог победить воинство Калин-царя. Был у князя богатырь могучий, Илья Муромец, который неоднократно спасал Русь от врагов, но князь. За дерзость «засадил его во погреб во глубокий». Князь вынужден униженно просить плененного богатыря помочь Киеву. Илья Муромец, забыв свои личные обиды, выступает на защиту родной земли. Он разбивает войско Калин-царя и прогоняет его от Киева. Можно отметить, кстати, что богатырь, сидевший в «порубе» (темнице), который разными путями доставал оружие и часто при противодействии князя выходил на битву со «злым татарином»,— обычный персонаж многих русских былин.

Богатыри, а не слабовольные и злопамятные князья — вот кто настоящие защитники Русской земли в представлении народа.

 

 

12[3]