Монголо-татарское нашествие
   
Предисловие
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Послесловие
 

НАРОД – «ВОИТЕЛЬ ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ»

Летописец сообщает об этом факте в очень осторожных словах: «А епископа уберег бог, отъехал прочь в тот год, когда рать Батыя оступила град». Где спасался от нашествия ростовский епископ Кирилл, нам известно. Летописец отмечает, что он «избыл татар на Белоозере», в далеком северном городе, защищенном непроходимыми лесами. Остались в живых после Батыева погрома епископы галицкий и перемышльский, хотя их города были разрушены до основания. Черниговский епископ Порфирий, правда, находился в городе во время осады, но тоже не пострадал. Монголо-татары захватили Порфирия в плен, увели с собой, а затем за какие-то заслуги с миром «отпустили в Глухове», небольшом городке на Сейме. Епископ Порфирий был одним из немногих черниговцев, уцелевших во время нашествия.

Даже историк русской церкви Е. Е. Голубинский, которого трудно заподозрить в недоброжелательном отношении к духовенству, вынужден был признать, что «летописи не дают нам права сказать, что епископы наши оказались на высоте своего призвания — они не говорят нам, чтобы при всеобщей панике и растерянности раздавался по стране этот одушевляющий святительский голос». Красноречивое признание человека, который посвятил свою жизнь написанию многотомной «Истории русской церкви»!

Истинным «воителем за землю Русскую» были народные массы, крестьяне и горожане. Именно они вынесли на своих плечах всю тяжесть неравной борьбы с монголо-татарскими завоевателями.

Героическая оборона русских городов, которые монголо-татарам удавалось взять только после многодневных кровопролитных штурмов, ценой больших жертв, проводилась, как правило, силами местного городского и сельского населения. Об этом свидетельствуют факты, содержащиеся в русских летописях.

Так было при осаде столицы Северо-Восточной Руси города Владимира. Накануне решительного штурма сыновья великого князя Всеволод и Мстислав, оставленные для руководства обороной, позорно бежали из города, а многие бояре и воеводы постриглись в монахи. Владимирцы остались без руководства, но продолжали упорно отбиваться. Только после жестокого боя враги сумели ворваться в город.

Так было при обороне небольшого городка Торжка. В Торжке не оказалось ни князя, ни княжеской дружины. Городские стены защищало вооруженное посадское население. Новгородские бояре ничем не помогли своему «порубежному граду». «А из Новгорода не было помощи»,— замечает летописец. Несмотря на это, жители Торжка две недели отбивали ожесточенные приступы Батыя — вдвое дольше, чем многолюдный и хорошо укрепленный великокняжеский Владимир!

Так было при героической обороне Козельска, вписавшей славную страницу в русскую военную историю. Летописцы специально отмечали, что козельский князь Василько «млад был» и инициатива обороны принадлежала горожанам. В то время как ряд княжеских городков смоленской и черниговской земель сдались монголо-татарам без сопротивления, «козельцы совет сотворили не вдатися Батыеви» и семь недель отбивали приступы врага, нанеся ему большой урон.

Так было при обороне Киева, столицы Южной Руси. Князь Даниил Галицкий, захвативший Киев накануне нашествия, бросил город на произвол судьбы и уехал на запад. Обороной руководил «тысяцкий Дмитр». В тяжелых условиях, не ожидая помощи, киевляне упорно защищали город и почти все погибли в неравном бою.

Решающая роль народных масс Русской земли в борьбе против монголо-татарских завоевателей нашла отражение в «памяти народной» — русском былинном эпосе. Былины, сложенные народом, показывают истинное отношение народных масс к тем или иным событиям, дают их оценку народом. Многие былины Киевской Руси, связанные с борьбой русского народа против кочевников-половцев, были переосмыслены после монголо-татарского нашествия. Новое страшное бедствие, обрушившееся на Русь, заслонило давние половецкие набеги, и в былинах на место традиционного «половчанина» пришел «злой татарин», «царь Батыга». В результате значительная часть известных нам в поздней Записи былин отражала уже не обстановку Киевской Руси, а те реальные отношения, которые сложились после монголо-татарского нашествия.

1[2]3