НОВГОРОДСКИЕ «МЯТЕЖНИКИ» И СУЗДАЛЬСКИЕ «ВЕЧНИКИ»
Наконец, при поддержке великого
князя «пересилили бояре чернь, и явились под число, творили себе бояре легко, а
меньшим зло».
Ордынские «численники» в сопровождении вооруженной
княжеской дружины стали ездить по улицам и «писать дома». Новгород был обложен
тяжелой данью.
События
в Новгороде показали, что единственной силой, активно выступившей в то время
против монголо-татарского ига, были народные массы, «черные люди», готовые
«умереть честию», но не покориться врагу. И наоборот, феодалы поддерживали
притязания ордынских ханов. Княжеские дружины были той силой, на которую
опирались монгольские чиновники при проведении переписи русских земель.
Княжескую политику примирения с завоевателями поддержало боярство, которое
постаралось переложить основную тяжесть иноземного ига на плечи народных масс.
В результате народные выступления были подавлены совместными усилиями
монголо-татарских и русских феодалов.
Но и в этих тяжелейших условиях, когда приходилось
бороться не только с монголо-татарскими завоевателями, но и со «своими»
феодалами, народ не покорился.
Непримиримое
отношение простых людей Русской земли к иноземному игу ярко проявилось в
народной исторической поэзии, поэзии героической и глубоко патриотической.
Советский ученый, исследователь историко-песенного фольклора Б. Н. Путилов
пишет: «Народ противостоял татаро-монгольскому игу не только на полях сражений.
Он противостоял ему во всей своей жизни — общественной, домашней, внутренней.
Духовная и нравственная жизнь народа заключала в себе решительное и последовательное
отрицание ига».
Многие народные песни времени монголо-татарского ига
звучали как прямой призыв к борьбе с завоевателями:
Ты
коли, руби сабельками
Злых
татар с татарчонками,
Ты
секи, кроши грабителей,
Все
мечами да булатными!..
И действительно, вслед за новгородскими «мятежами»
1257—1259 годов последовало новое массовое восстание против монголо-татарских
насильников, на этот раз в городах Северо-Восточной Руси. Насилия и
злоупотребления «бесерменов» — откупщиков ордынской дани — вызвали целую волну
народных антитатарских выступлений. В 1262 году, по свидетельству летописца,
жители многих русских городов собрали вече «и выгнали из городов из Ростова, из
Владимира, из Суздаля, из Ярославля» ордынских ставленников — «бесерменов».
Восстания
против ордынского гнета произошли также в Переяславле, Устюге-Великом и «по
всем городам русским». Движущая сила антитатарскйх выступлений 1262 года не
вызывает сомнений — это горожане-«вечники», посадские люди русских городов.
Открытые
выступления жителей русских городов против иноземного гнета неоднократно
повторялись и впоследствии. В 1289 году восстали жители старинного русского
города Ростова. Вместе с ростовским князем в город пришел отряд монголо-татар. Злоупотребления
и насилия ордынцев вызвали всеобщее возмущение. По сообщению летописца,
горожане снова собрали вече и «изгнали их». Восстание в Ростове повторилось в
1320 году, когда снова «были злы татары» в Ростове и «собрались люди, изгнали
их из града». Большое антитатарское выступление произошло в 1327 году, когда
«пришел из Орды посол силен в Тверь, именем Щелкан, со множеством татар».
Незваные пришельцы были перебиты восставшими тверичами, погиб и ордынский
посол.
Многочисленные
антитатарские выступления первых десятилетий после Батыева погрома потерпели
поражение. «Черным людям», поднимавшимся на борьбу с завоевателями,
противостояли не только ордынские ханы, но и свои собственные феодалы. Но эти
восстания не пропали даром.