Монголо-татарское нашествие
   
Предисловие
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Послесловие
 

НОВГОРОДСКИЕ «МЯТЕЖНИКИ» И СУЗДАЛЬСКИЕ «ВЕЧНИКИ»

Наконец, при поддержке великого князя «пересилили бояре чернь, и явились под число, творили себе бояре легко, а меньшим зло».

Ордынские «численники» в сопровождении вооруженной княжеской дружины стали ездить по улицам и «писать дома». Новгород был обложен тяжелой данью.

События в Новгороде показали, что единственной силой, активно выступившей в то время против монголо-татарского ига, были народные массы, «черные люди», готовые «умереть честию», но не покориться врагу. И наоборот, феодалы поддерживали притязания ордынских ханов. Княжеские дружины были той силой, на которую опирались монгольские чиновники при проведении переписи русских земель. Княжескую политику примирения с завоевателями поддержало боярство, которое постаралось переложить основную тяжесть иноземного ига на плечи народных масс. В результате народные выступления были подавлены совместными усилиями монголо-татарских и русских феодалов.

Но и в этих тяжелейших условиях, когда приходилось бороться не только с монголо-татарскими завоевателями, но и со «своими» феодалами, народ не покорился.

Непримиримое отношение простых людей Русской земли к иноземному игу ярко проявилось в народной исторической поэзии, поэзии героической и глубоко патриотической. Советский ученый, исследователь историко-песенного фольклора Б. Н. Путилов пишет: «Народ противостоял татаро-монгольскому игу не только на полях сражений. Он противостоял ему во всей своей жизни — общественной, домашней, внутренней. Духовная и нравственная жизнь народа заключала в себе решительное и последовательное отрицание ига».

Многие народные песни времени монголо-татарского ига звучали как прямой призыв к борьбе с завоевателями:

 

Ты коли, руби сабельками

Злых татар с татарчонками,

Ты секи, кроши грабителей,

Все мечами да булатными!..

И действительно, вслед за новгородскими «мятежами» 1257—1259 годов последовало новое массовое восстание против монголо-татарских насильников, на этот раз в городах Северо-Восточной Руси. Насилия и злоупотребления «бесерменов» — откупщиков ордынской дани — вызвали целую волну народных антитатарских выступлений. В 1262 году, по свидетельству летописца, жители многих русских городов собрали вече «и выгнали из городов из Ростова, из Владимира, из Суздаля, из Ярославля» ордынских ставленников — «бесерменов».

Восстания против ордынского гнета произошли также в Переяславле, Устюге-Великом и «по всем городам русским». Движущая сила антитатарскйх выступлений 1262 года не вызывает сомнений — это горожане-«вечники», посадские люди русских городов.

Открытые выступления жителей русских городов против иноземного гнета неоднократно повторялись и впоследствии. В 1289 году восстали жители старинного русского города Ростова. Вместе с ростовским князем в город пришел отряд монголо-татар. Злоупотребления и насилия ордынцев вызвали всеобщее возмущение. По сообщению летописца, горожане снова собрали вече и «изгнали их». Восстание в Ростове повторилось в 1320 году, когда снова «были злы татары» в Ростове и «собрались люди, изгнали их из града». Большое антитатарское выступление произошло в 1327 году, когда «пришел из Орды посол силен в Тверь, именем Щелкан, со множеством татар». Незваные пришельцы были перебиты восставшими тверичами, погиб и ордынский посол.

Многочисленные антитатарские выступления первых десятилетий после Батыева погрома потерпели поражение. «Черным людям», поднимавшимся на борьбу с завоевателями, противостояли не только ордынские ханы, но и свои собственные феодалы. Но эти восстания не пропали даром.

1[2]3