РАЗОРЕНИЕ РУССКОЙ ДЕРЕВНИ
Но еще тяжелее, чем утрата рабочего скота и имущества,
была постоянная угроза смерти или ордынского рабства. Гибель крестьянского
населения во время набегов была постоянным явлением. Еще больше людей уводилось
«в полон», превращалось в рабов монголо-татарских феодалов или продавалось на
невольничьих рынках Востока. Почти все летописные рассказы о монголо-татарских
вторжениях упоминают об убийствах и пленении крестьян: «множество бесчисленное
крестьян полонили, и иных оружьем иссекли», «со многим пленом отошли в Орду».
В какие только дальние, чужие края не бросала русских
людей татарская неволя!
Множество пленных, захваченных монголо-татарами во время
походов на Русь, попадали в степные владения Золотой орды, работали пастухами и
надсмотрщиками ханских стад.
На Нижнем Дону и Волге во второй половине XIII
столетия были целые поселки русских, которые переправляли на лодках через реки
послов и купцов.
В столице Золотой Орды — городе Сарае-Берке — имелись
целые русские кварталы и базары.
Много русских поселений появилось в это время в Крыму:
в Херсоне, Судаке, Алуште и других местах. Французский путешественник Рубрук,
проезжавший по степям Северного Кавказа, сообщал в своих записках, что среди
кочевников было очень сильно влияние русских, «число которых среди них весьма
велико». О значительном русском населении в Крыму и Причерноморье сообщали и
арабские историки. Русские кресты и другие вещи были обнаружены археологами во
многих местах этих районов.
Значительно увеличилось русское население на Дунае.
Русских пленных завоеватели уводили даже в далекий
Китай. По свидетельству китайских хроник, в начале XIV столетия
около самого Пекина существовали деревни русских охотников, рыбаков и воинов.
Множество
русских ремесленников трудилось в ставке великого хана в Монголии.
Русские
пленные, проданные монголо-татарами мусульманским купцам на невольничьих рынках
Крыма, увозились в Византию, Сирию и Египет. Арабский историк Элайни пишет, что
русские, захваченные ордынцами, «были отвезены в земли Сирийские и Египетские.
От них-то и произошли мамлюки, оставившие прекрасные следы в государствах
мусульманских».
Русские
рабы были важной статьей «экспорта» из Золотой Орды на Ближний и Средний
Восток.
Много
людей гибло от мороза и болезней в лесах, где они скрывались от
монголо-татарских грабителей, а также от голодовок и эпидемий, неизбежных при
возвращении в разоренные деревни. Именно тяжелыми последствиями
монголо-татарских вторжений объясняются участившиеся «глады» и «моры», один за
другим обрушивавшиеся на многострадальную русскую деревню во второй половине XIII
столетия. Голод, последовавший за «ратью» Алгидая и Кавгадыя в 1282 году, был
настолько сильным, что летописцы отмечали случаи людоедства: «Был глад крепок,
яко и дети свои едаху»! В 1286 году «великий мор был по всей русской земле». В
1289 году снова «была нужда великая и мор на скот». «Глад и мор» повторились в
1308 году.
От
постоянных монголо-татарских «ратей», от смерти и разорения жители сел и
деревень центральных районов Северо-Восточной Руси бежали на окраины, оставляя
родные места. Особенно усилился этот процесс в последней четверти XIII
столетия, когда ордынские вторжения происходили почти ежегодно.