ВРАГ НА РЯЗАНСКИХ ГРАНИЦАХ
Знали на Руси и о военных
действиях в Булгарии в 1232 году, когда монголы «зимовали, не дойдя до великого
града Болгарского». Затем все русские летописцы отметили разгром этой страны в
1236 году. Великий владимирский князь Юрий Всеволодович должен был знать о
готовящемся нашествии больше других. Именно в его владения массами приходили
беженцы из разгромленного монголо-татарами Поволжья. Владимирский князь
приказал расселить их по русским городам около Волги. Бывали на Руси и
татарские послы (по свидетельству Юлиана, даже неоднократно). В последний раз
монголо-татарские послы «проезжали через землю Суздальскую» и были захвачены
суздальским князем как раз накануне нашествия, в 1237 году.
Для
русских князей могло быть неожиданным только решение монгольских ханов наступать
именно зимой: они привыкли к летним набегам половцев и навряд ли ждали зимнего
похода кочевых завоевателей. Но монголо-татары выбрали для нашествия на
Северо-Восточную Русь именно это время.
В начале зимы 1237 года огромное монголо-татарское
войско двинулось от окрестностей города Воронежа вдоль восточного края лесов,
протянувшихся в пойме реки Воронеж, к границам Рязанского княжества. По этому
пути, надежно прикрытому лесами от рязанских сторожевых постов на правом берегу
реки, завоеватели «безвестно» дошли до устья рек Лесного и Польного Воронежа,
текущих из глубины Рязанского княжества, и разбили стан в местности, которую
летописцы называли «Онуза». Точное место стоянки монголо-татар на «Онузе»
неизвестно: летописцы не сообщают о нем почти никаких сведений. Можно
предположить, что «Онуза» находилась где-то в среднем течении рек Лесной и
Польный Воронеж, возможно, между ними, против широкого прохода в массиве лесов,
тянувшихся дальше вдоль Лесного Воронежа. Через этот проход в лесах
монголо-татарская конница могла вырваться на просторы Рязанской земли.
Сюда
же, к стану Батыя «на Онузе», собирались и другие монголо-татарские рати.
Только этим можно объяснить длительную стоянку вражеского войска в
непосредственной близости от рязанских укрепленных линий.
С «Онузы»
Батый отправил к рязанским князьям посольство с требованием покорности.
«Послаша послы свои,— повествует летописец,— жену черодеицу (колдунью) и два
мужа с нею ко князьям рязанским, прося от них десятины во всем, в князьях, и в
людях, и в конях».
«Большой
совет» в Рязани, на котором присутствовали князья рязанские, муромские,
пронские и «прочие князья местные и бояре и воеводы», отверг наглые требования
завоевателей. «Деды и отцы наши,— гордо ответили рязанцы послам хана Батыя,—
дани никому не давали и в рабах ни у кого не бывали, а за свою честь и
отечество умирали: так и мы хотим честь свою оружием или смертью сохранить!»
Решительно
отвергнув унизительные требования монголо-татар, князь Юрий Рязанский все же
предпринял последнюю попытку избежать нашествия. Монголо-татарские послы были
отпущены «с миром» во Владимир, а к Батыю отправилось ответное рязанское
посольство во главе с сыном Юрия Рязанского — князем Федором. Посольство
привезло монгольскому хану богатые дары, но покорности Батый так и не добился —
рязанцы твердо решили драться с завоевателями. Князь Федор и его спутники были
зверски убиты монголами.
Отправив
посольство к хану Батыю, рязанский князь начал спешно готовиться к обороне. К
великому князю владимирскому были направлены гонцы с просьбой о помощи.
Одновременно с той же целью в Чернигов поскакал племянник рязанского князя —
князь Ингвар Игоревич. Помощь была крайне необходима, так как своих собственных
сил у Рязани было недостаточно для отпора завоевателям. Все же князь Юрий и
другие рязанские князья сумели собрать войско и, не дожидаясь рати из Владимира
и Чернигова, двинулись к реке Воронежу. Они хотели усилить немногочисленные
гарнизоны на пограничных укрепленных линиях и не допустить монголо-татар в
глубь Рязанской земли.
Однако
дойти до своих укрепленных линий рязанские полки не успели: полчища хана Батыя
стремительно вторглись в пределы Рязанского княжества. Где-то «у пределов
Рязанских» произошла первая битва с завоевателями. Об этой битве рассказывается
в замечательном памятнике древнерусской литературы — «Повести о разорении
Рязани Батыем».