УПАДОК КУЛЬТУРЫ
Монголо-татарское нашествие XIII века
нанесло тяжелый удар культуре древней Руси. В огне монголо-татарских погромов
погибли многие драгоценные памятники литературы и письменности. Библиотеки
рукописных книг, обычные для домонгольской Руси, стали редкостью. Летописцы,
рассказывающие о разгроме завоевателями русских городов, не раз горестно
отмечали, что монголо-татары «книги одраша». Летописи, хронографы, поучения,
«жития», поэтические повести и другие памятники русской литературы
домонгольского времени дошли до нас только в редких списках, к тому же сильно
испорченных малограмотными переписчиками: большинство древних рукописей
погибло. Только в одном списке сохранился изумительный образец древнерусской
литературы — «Слово о полку Игореве, который, без сомнения, имел широкое
распространение в домонгольской Руси. Если бы не страшный Батыев погром и
последующие ордынские вторжения, перед восхищенными потомками предстало бы
такое поэтическое богатство, какого мы не можем даже себе вообразить. Но все
это погибло почти без остатка в огне нашествия. Только по отрывочным, чудом
сохранившимся спискам мы можем судить теперь о литературном наследии древней Руси,
наследии богатом и самобытном...
Монголо-татарское
завоевание привело к длительному упадку русского летописания, которое достигло
накануне Батыева погрома своего наивысшего расцвета. Во многих крупных
культурных центрах Руси на длительный срок вообще прекратилось летописание: в
разоренной завоевателями Старой Рязани, в сожженных Батыем и неоднократно
разрушавшихся последующими ордынскими «ратями» Владимире, Чернигове, Киеве и
других городах. Правда, работа по составлению летописной истории Русской земли не
прекратилась совершенно. Из стольного Владимира составление общерусского
летописного свода было перенесено в Ростов, мало пострадавший от нашествия.
Однако
это была не прежняя летопись, отличавшаяся большими художественными
достоинствами, полнотой изложения и широким охватом описываемых исторических
событий. Летописные записи стали краткими, немногословными, почти совершенно
отсутствовали попытки обобщить разнородные события, утратились живость и
красочность изложения, характерные для древнерусских летописцев. Обычным
явлением были ошибки в датах. Сведения о жизни народов других стран стали
редкостью. Лаконичные записи о поездках князей в Орду, о монголо-татарских
«ратях» и литовских «наездах», о церковных событиях и усобицах князей — вот, по
существу говоря, и все содержание северовосточных русских летописей за вторую
половину XIII столетия.
Упадок
русского летописания проявился еще и в том, что летописные своды второй
половины XIII века были, как правило, простой сводкой предыдущих
записей, не объединенных какой-либо идеей, «политической волей» летописца.
Именно в отсутствии больших, общерусских идей сильнее всего сказалось влияние
иноземного ига на летописание.
Тлетворное
влияние монголо-татарского ига, которое, по словам Карла Маркса, «оскорбляло и
иссушало саму душу народа, ставшего его жертвой», проявилось также в переработке произведений, призывавших к борьбе с
завоевателями, в стремлении церковных и княжеских летописателей смягчить
известия о страшных жертвах и героическом сопротивлении русского народа.
Например, в Лаврентьевской летописи ничего не говорится о героической обороне
Козельска, о славном подвиге рязанца Евпатия Коловрата, очень скупо освещается
оборона Киева и других южнорусских городов. Невольно складывается впечатление,
что летописец, следуя примирительной по отношению к завоевателями политике
своих «заказчиков» — феодалов, постарался умолчать обо всем, что могло не
понравиться ордынским ханам.
Несмотря
на тягчайшие последствия монголо-татарского нашествия, нить общерусского
летописания ни разу не прерывалась. Из Ростова работа по составлению
летописного свода была перенесена в Тверь, усилившуюся в начале