Монголо-татарское нашествие
   
Предисловие
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Послесловие
 

УПАДОК КУЛЬТУРЫ

XIV столетия, а в следующем, XV столетии — в Москву. Возобновилось местное летописание в ряде других городов. В многочисленных списках расходились по Русской земле лучшие произведения домонгольской литературы, уцелевшие в огне нашествия. Такие произведения, как, например, «Повесть временных лет», напоминали русскому народу о временах независимости, о могучей Киевской Руси, слава о силе и богатстве которой разошлась далеко за пределы Русской земли. Призыв автора «Повести временных лет» и объединению Руси, к борьбе с кочевниками по-новому звучал в период ига, поднимая русских людей на сопротивление монголо-татарским завоевателям. Восстановление культурных ценностей было частью общей борьбы против ненавистного ига, способствовало объединению народных сил для отпора завоевателям.

Страшным был удар, нанесенный завоевателями русской культуре. Почти два с половиной века длилось тяжкое монголо-татарское иго. Однако и в обстановке ордынских разбоев, постоянной угрозы смерти и плена, хозяйственного разорения и иноземного гнета русский народ продолжал великую работу по созданию своей самобытной культуры. А когда рассыпалась паразитическая Золотая Орда, оказалось, что завоеватели фактически не оставили следа в русской культуре. Ни о каком «культурном наследии» монголо-татарских завоевателей для Руси не может быть и речи.

 

 

1[2]