УПАДОК КУЛЬТУРЫ
XIV
столетия, а в следующем, XV столетии — в Москву. Возобновилось местное
летописание в ряде других городов. В многочисленных списках расходились по
Русской земле лучшие произведения домонгольской литературы, уцелевшие в огне
нашествия. Такие произведения, как, например, «Повесть временных лет»,
напоминали русскому народу о временах независимости, о могучей Киевской Руси,
слава о силе и богатстве которой разошлась далеко за пределы Русской земли.
Призыв автора «Повести временных лет» и объединению Руси, к борьбе с
кочевниками по-новому звучал в период ига, поднимая русских людей на
сопротивление монголо-татарским завоевателям. Восстановление культурных
ценностей было частью общей борьбы против ненавистного ига, способствовало
объединению народных сил для отпора завоевателям.
Страшным
был удар, нанесенный завоевателями русской культуре. Почти два с половиной века
длилось тяжкое монголо-татарское иго. Однако и в обстановке ордынских разбоев,
постоянной угрозы смерти и плена, хозяйственного разорения и иноземного гнета
русский народ продолжал великую работу по созданию своей самобытной культуры. А
когда рассыпалась паразитическая Золотая Орда, оказалось, что завоеватели
фактически не оставили следа в русской культуре. Ни о каком «культурном
наследии» монголо-татарских завоевателей для Руси не может быть и речи.